воскресенье, 12 апреля 2020 г.

Что нового вы узнали о ГУЛАГе из рассказов Варлама Тихоновича Шаламова?

Появление лагерной темы в русской литературе связано непосредственно с Варламом Тихоновичем Шаламовым. Он сам был мучеником советских лагерей, поэтому смог в своих произведениях достоверно и точно передать жестокость того времени.В основу прозы В.Шаламова лег его страшный опыт: многочисленные смерти, муки голода и холода, бесконечные унижения. Автор был убежден в том, что лагерь своей жестокостью превращает человека в животное. 

Благодаря произведениям Шаламова "Последний бой майора Пугачева", "Прокуратор Иудеи" и "Сентенция ", мне удалось прочувствовать то,как людям приходилось выживать в нечеловеческих условиях ГУЛАГа. В рассказе "Прокуратор Иудеи" меня поразило то, с какими подробностями автор описывал происходящие события. " Мертвых бросали на берегу и возили на кладбище, складывали в братские могилы, не привязывая бирок, а составив только акт о необходимости эксгумации в будущем". Эпизод, в котором заключенные подняли бунт и "начальство приняло решение залить все трюмы водой" в сорокаградусный мороз поверг меня в ужас. Я поняла, насколько люди ГУЛАГа были беспощадны и жестоки.

В рассказе "Сентенция" Шаламов писал о людях,у которых исчезла грань между жизнью и смертью , а "злость была последним человеческим чувством - тем,которое ближе к костям..".Автор писал, что даже лежащий рядом человек не мог ни согреться сам, ни согреть другого. "У меня было мало тепла. Не много мяса осталось на моих костях".Каждый заключенный в рассказе был "мертвецом", который уже не нуждался даже в простом человеческом общении.

Последним прочтенным мной рассказом был "Последний бой майора Пугачева".Это история настоящего подвига  главного героя, который совершил вместе со своими товарищами побег из ГУЛАГа, боролся за свою свободу, за свою правду,хоть и понимал,что это могло привести к смерти." Он обещал им свободу, они получили свободу. Он вел их на смерть - они не боялись смерти.."

В заключение можно сказать, что лагерная жизнь не знала логики, и никак невозможно было бы объяснить происходившее.Рассказы Варлама Шаламова – это правда столкновения личности с государством, правда борьбы за себя. Читая произведения автора, я узнала о жестокости людей ГУЛАГа, перед моими глазами вспыхивали ужасные картины советских лагерей, в которых процветали беззаконие, бесчеловечность и насилие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

    Сергей Донатович Довлатов - cоветский и американский писатель и журналист, известен  своими красноречивыми и искрометными высказывани...